Вейк-парк — это то место, где всё снаряжение, начиная от гидрокостюма и заканчивая доской, проходит отличный тест на живучесть — по сто раз на дню снимается/надевается не самым бережным образом и с раннего утра до позднего вечера находится в воде. Про вейкборды, гидрокостюмы и жилеты у нас либо уже есть статья на сайте, либо в ближайшем будущем появятся, а в этой я поведаю свои наблюдения по поводу креплений, какие производители и модели стоит брать под прокат, а на какие стоит обращать свое внимание только для аккуратного личного использования.
Вейк крепления для проката
Если оценивающе осматривать все модели всех производителей, то у меня не хватит ни времени, ни вдохновения на то, чтобы обо всем написать, а у кого-то — ни терпения, ни желания всё это читать, так что коротко о главном.
Сначала в двух словах мое субъективное мнение о брендах и о качестве по нарастающей.
GO!WAKE — очень слабые крепления. Материалы, из которых они сделаны, даже по внешнему виду очень дешёвые и не прочные. Основание ботинка (платформа) — хрупкий пластик, дермантин тонкий и твёрдый как пластмасса, швы однорядные, нитки тонкие и быстро сгнивают.
DUP — слабые крепления, сам башмак достаточно комфортный, но пластиковое основание выполнено из очень хрупкого материала, запаса прочности хватает только для простого «трамвайного» катания за реверсом. При уборках на прыжках, либо при катании за катером в местах, где болты фиксируют крепления к доске, образуются трещины, и при очередном падении можно выйти из воды не снимая креплений с ног. Одно из решений, которое продлевает их эксплуатацию — это широкие стальные пластины, либо кузовные шайбы, подложенные под крепежные болты.
CWB — хорошие добротные крепления. Когда-то давно одна из старых моделей креп этого бренда была единственной парой креп на весь мой парк, и тогда я их считал вершиной инженерной мысли. К сожалению это не так, у креплений не самое крепкое и надежное основание, дермантин верхней части крепления хлипкий и неремонтопригодный. Хотя если очень хочется и если не заморачиваться внешним видом, то можно и отремонтировать, украсив снаружи заплатками из плотных не тянущихся материалов.
В моем лексиконе есть название ещё одному типу креплений, не модели креплений, а именно типу, и это сборная солянка из практически всех производителей вейкбордических креплений — «Дедовские». Сделаны они, как правило, из куска толстенной резины, в которые можно вставить ногу только предварительно её намылив, либо обмазав силиконом. Отличаются эти крепления, как и старые автомобили, тем что в них нечему портиться и ломаться, кроме этого куска резины и шнурков. Плюс такой покупки под прокат — отличная возможность кустарного ремонта, кусок камеры от Камаза, ножницы, иголка с ниткой и через несколько часов у тебя новые крепы. Минус — это процесс снятия креплений с ног, мыло или силикон в процессе катания смываются, и нога срастается (приклеивается) с резиной ботинка.
New schnitzel — этого бренда фактически уже нет, так что купить новые крепления вряд ли уже получится, но на просторах интернета их достаточно часто можно встретить в продаже в хорошем состоянии. Это, по моему мнению, самые неубиваемые крепления и самые ремонтопригодные. Внутренник эргономичный, крепкий, не раздирается необработанной до зеркального блеска пяткой ноги, как на новых современных креплениях, комфортно и плотно облегает всю стопу, не нарушая кровообращения. Основание крепкое из дюралюминия, но даже в случае поломки его легко можно снять, открутив обычной крестовой отверткой два десятка винтов, вырезать новое и привинтить назад к ботинку.
Jobe и Obrien — два простых и в меру надежных бренда. Оба можно брать только если для себя и не под безумный прогресс. Дермантин мягкий, форма колодки подойдет далеко не всем, очень не комфортная фиксация стопы внутри башмака, узкая колодка сдавливает пальцы стопы и нога быстро затекает. При жёстких уборках неудобно зафиксированная нога может серьезно пострадать.
Hyperlite. Первый и самый главный плюс — эти крепления самые удобные для катания на кольце: сноубордическая система крепления к доске облегчает и ускоряет процесс встегивания и выстегивания. Топовые модели в линейке имеют неплохой запас по прочности и сроку жизни башмака. Модели башмаков попроще очень быстро превращаются в труху. Материал сапожка кожезаменитель, или проще — дерматин от совсем плохого слова. Цвета у бюджетных моделей кожзама пёстрые, в местах сгибов он становится «жёваным» и слоится. Отслаивающиеся цветастые куски висят бородой и смотрится это очень грустно.
Современные технологии и крепления для вейка
Вот теперь мы подошли к тем производителям, на которые, как мне кажется, стоит обратить свое внимание если есть желание не только катать в своё удовольствие, но и задумываться о прогрессе. Сейчас я остановлюсь на трёх брендах вперемешку, но подробней.
Каждый, выбирая крепления для себя, задумывается не только о производителе, но и способе фиксации ноги в креплении. Самый распространенный метод это шнуровка, однозонная либо двухзонная. Двухзонная позволяет зафиксировать стопу плотно, но не передавливая, и отдельно туго обтянуть голеностоп.
По долговечности петлиц и качеству материала шнурков на первое лидирующее место я ставлю крепления компании Liquid Force. У креплений от компании Ликвидфорс петлицы под шнурки имеют пластиковые вставки, сами веревки шнурков толстые, защелка на шнурках большая простая, понятная и легко работающая и на открытие, и на фиксацию. Шнурки для Liquid Force всегда есть в продаже, и защелки всех цветов и палитр также продаются отдельно.
Второе место можно отдать компании Slingshot. Из основных минусов — тонкая и жёсткая нитка шнурка, петлицы не на всех моделях имели усиления из пластиковых вставок, фиксатор шнурка небольшого размера хрупкий и недолговечный.
Третье, и последнее, место в этом списке это крепления от Роникс. С первых дней покупки маленькие и хрупкие защёлки шнурков начинают рассыпаться, и если это происходит на воде, то зафиксировать затяжку ноги в креплении уже будет нечем, так как все крошечные детальки мгновенно идут ко дну. Защёлка маленькая, шнурок тонкий и такое чувство, что сделан он из рыболовной лески — очень быстро перетирает механизм фиксатора даже при бережном и нечастом использовании.
Моя личная рекомендация при покупке моделей креплений Ronix или Slingshot: поменять шнурки сразу же на шнурки LiquidForce, и забыть надолго обо всех проблемах с перетиранием петлиц и затягиванием шнурков.
Самая выматывающая нервы покупка — это приобретение креплений с липучками, и неважно, фиксирует она только голеностоп или же всю стопу. Липучкам присуще такие отрицательные качества как постоянное расстёгивание, по причине загрязнения, износа или ещё каких-либо известных только им проблем. Крепления с фиксацией на липучках можно найти и у Слингшот до 17 года и у Ликвидфорс до сегодняшнего дня, но и те и другие страдают одной и той же болезнью. LiquidForce даже умудрились сделать модели с несменными липучками, так что в моём рейтинге креп они на последнем, худшем, месте. Плюс такого метода фиксации стопы в быстром старте — вставил ногу в ботинок, пару движений и ты готов.
Пока одни пришивают липучки, делая их несменными, другие думают над тем, как отказаться от шнурков и сделать процесс встёгивания быстрым, но в то же время исключить недостатки липучек. Компания Slingshot с 17 года стала выпускать обновленные модели креплений KTV, Shredtown, Rad, Jewel, Option, заменив липучки на каучуковые ремешки. И сказать, что это решение было грандиозным — не сказать ничего. Стрепы-ремни держат ногу в постоянной фиксации, не ослабляя её при уборках, и в то же время при хороших швабрах каучуковый стреп растягивается и нога без серьёзных травм вылетает из крепления. Для тех, у кого высокий подъем или широкая стопа, больше подойдет гибридная система — стреп на голеностопе, а в нижней части — фиксация шнурком.
Один из минусов новых Слингшотов, который сразу был очевиден, это их вес, он был огромен по сравнению со всеми другими производителями. Две стальные пластины на всю длину колодки дали креплению неповторимую жёсткость, а значит непревзойденный контроль над управляемостью доски, но это же сделало их очень тяжелыми. Начиная с 2018 года Slingshot заменил материал пластин на легкосплавные, и крепления значительно сбавили в весе, сохранив жесткость.
Каучуковые стрепы, которые идут при покупке на ботинке обрезаны по длине (укорочены для придания стиля боту) и при расстёгивании/застёгивании их в воде приходится сложно, так как мокрыми уставшими руками сложно ухватиться за короткий хвостик, чтобы скинуть его с петли (крючка), но в коробке есть комплект полноразмерых стреп. Правда они другого цвета и не всегда подходят под цвет майки, так что нашей прекрасной половинке человечества может быть очень трудно, но всегда, я думаю, найдётся тот, кто протянет руку помощи девушке в креплениях с «красивыми» стрепами.
Ronix отчасти скопировал идею стрепов у Слингшота, сделав все миниатюрным (Supreme Boot). Сам стреп тянется за счет небольшой вставки из резинки от советских трусов, а не из резины, а потому ни о какой заявленной жёсткой фиксации ноги речи идти не может. Крючки, за которые должен фиксироваться стреп, мелкие и со временем «разбивают» гнёзда стрепа. Одним словом — плохо, братцы.
Liquid Force пошел другим путем, в поисках устранения люфта между доской и крепом — с 2017 года они разработали и внедрили новую систему креплений 4D Chassis Flex Track System. Боты прикручиваются к доске через центр крепления, закладные под углом 45 градусов, что обеспечивает минимальную площадь соприкосновения креплений с доской, а это значит — максимальный отклик. Реальным, весомым минусом, стало то, что эти крепления подходят только для вейкбордов новой линейки Ликвид форс на рельсах (FlexTrack или Track). Данные системы позволяют использовать на этих вейкбордах крепления других производителей, об этом, кстати, у нас на сайте также можно найти статью.
Все эти бренды всегда страдали одной и той же болезнью — подкладка внутренника ботинка при надевании на ногу задирается и сбивается пяткой, разбивая внутренний уплотнительный материал. При нечастой эксплуатации крепы на второй сезон разваливаются и теряют свои эргономичные удобства. Ликвид форс с 2017 года доработал внутренник ботинка — в месте, где пятка елозит по внутреннику, на топовых моделях стали использовать более износостойкий материал и зафиксировали его дополнительными строчками. Это затронуло все модели закрытых креплений и одну модель открытых креплений Transit, остальные также быстро умирают даже в аккуратных руках. Один из способов которым пользуюсь лично я сам — это использовать одноразовые, либо повседневные тонкие носки. Они позволяют вставлять и вынимать ногу без скрипа и существенно продлевают жизнь даже бедному и несчастному Рониксу, в компании которой инженеры не пытаются хоть сколько-нибудь напрячься, чтобы что-то поменять в своей продукции.
В Slingshot, не меняя материала подкладки внутренника, усилили пятку дополнительными строчками. В процессе эксплуатации креплений Slingshot 2017 года мы выявили плохую закономерность: на второй сезон все крепы, а у нас в парке их шесть пар, принялись рассыпаться по швам. На всех креплениях оказались — нет, не гнилые нитки — а очень необычные швы, которыми пришита пластиковая колодка крепления (основание) к верхней части ботинка. Наружная нитка имеет серьезный размер и её не удастся порвать даже при очень большом желании, а вот ответная внутренняя нитка, которую не видно, меньше в 4-5 раз. При попытке вынуть ногу из крепления не расстегивая стрепы (а чаще всего так происходит при хорошей уборке с кикера или недокрученного трюка) внутренняя нитка отрывается, и крепления разбираются на две составные части. Креплений 17 модельного года с такой поломкой можно много встретить на просторах авито. Крепления Slingshot 18 года и выше нам пока не удалось протестировать на прочность швов.
У каждого из этих брендов есть своя модель, разработанная для катания на кольцевых лебедках: у Ликвид форс это модели TAO начиная с 2019 модельного года, PEAK, TREK, TREK WMNS, HOOK, у Slingshot это Shredtown, а у Роникс это именно та замечательная модель, описанная мной выше — Supreme Boot. Это ботинки с внутренними сапожками, в которых удобнее ходить к месту старта.
Если коротко подвести итог по этим трём брендам: удобней всех Слингшот с системой стрепов, минимальный вес креплений и более крепкие внутренники у Ликвидворса 4D, а Роникс это просто как маленькие домашние попугайчики очень яркие и цветастые.
По итогу нашего использования: у нас в парке работают закрытые крепления Slingshot со стрепами, и используем мы их исключительно с одноразовыми бахилами-носочками, дабы не повредить пятку внутренника. Для катания вне фигур — LiquidForce с открытыми носами, и самой долговечной оказалась модель Transit, на шнурках. Похожие модели LF Plush и Index не выдерживают конкуренции из-за слабого внутренника — пятка раздирается уже через месяц.
Slingshot KTV 21-22. У нас в парке у трех человек, в т.ч. у меня.
От основания подошвы отклеились в первый же сезон у всех трех. Отдали сапожнику, он снизу все прошил по периметру. Пока держится, но продолжает то тут, то там трескаться. При том, что запасную стрепу-фикстатор за все время только одну поменял.
Очень слабые крепления.
Катаемся с середины мая по конец сентября, 2-3 раза в неделю. Вот
Вообще похоже, что все зависит от партии. И это про любые крепы сейчас. Я, правда, не очень понимаю, зачем отдавать сапожнику, когда в первый год можно сдать по гарантии? Тем более если это произошло у трех человек. Бывает, что какая-то конкретная модель доски конкретного года разваливается, но все решается гарантией.